Археология

Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников

Автор: 
Костюм воительниц «мужского» типа из святилищ Устюрта (по С.А. Яценко, рисунок Б.Т. Цогоева).

Тема воительниц у ранних кочевников имеет немало сложных аспектов. Сегодня многое остается непонятным как в интерпретации археологических материалов по ним, так и в соотношении этих данных с краткими сообщениями древних авторов [1]. Нашу задачу осложняют нарушение уже в древности подавляющего большинства таких комплексов и, напротив, отсутствие аналогий деталям немногих хорошо сохранившихся погребений. Достоверных определений пола и возраста предполагаемых женщин-воительниц также очень мало. К сожалению, могилы, где костюм воительниц представлен большим количеством сохранившихся элементов, очень редки.

Антропологический состав средневекового населения Среднего Поволжья по данным одонтологии (автореферат)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Специальность 03.03.02 - Антропология
Работа выполнена в Отделе антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Зубов Александр Александрович
Научный консультант: доктор исторических наук Васильев Сергей Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Яблонский Леонид Теодорович (Институт археологии РАН)

Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар

В данной работе представлены результаты исследования — визуальной характеристики внешнего облика населения Сибири и Казахстана от неолита до современности. Для этого привлекались кранио­логические материалы из большого количества могильников, по которым был выполнен ряд скульп­турных и графических реконструкций, в каждом случае выполненная реконструкция сопровожда­лась антропологическим описанием в виде словесного портрета. Уникальная методика прогнозирова­ния живого лица на основе черепа (так называемая программа краниофациального соответствия), раз­работанная в лаборатории антропологической реконструкции, позволяет переходить от признаков черепа к признакам лица с особым упором на индивидуальные особенности черепа. Эта программа с большой точностью воспроизводит внешний облик конкретного индивидуума, характеризуя его и как представителя определенного антропологического типа, и как индивидуальность с присущей ей физи­ономической неповторимостью.

Местоположение южноуральских писаниц: священные коннотации

Аллакская писаница. Скальный останец с рисунками. Вид с востока.

Современная наука рассматривает пространство как систему отношений и функций, определяя его как бесконечное, непрерывное и однородное — эти качества не могут быть обнаружены простым чувственным восприятием. На материалах древневосточных мифологий, обеспеченных письменными источниками доказано отличие современного восприятия пространства от восприятия человека «мифологического мышления». Мысль первобытного человека не могла абстрагировать понятие «пространство» от своего знания о пространстве, полученного опытным путем.

Верхнепалеолитическая находка Арене Кандиде (Италия)

Работа посвящена знаменитой верхнепалеолитической находке погребения в пещере «Арене Кандиде» на севере Италии, датируемой ±25 000 лет. Сопровождающий погребение археологический инвентарь находит параллели в палеолите Восточной Европы. Антропологическая характеристика юноши рассматривается на фоне всех известных находок палео- и неоантропов. В результате анализа делается вывод о принадлежности данной находки к прогрессивным западноевропейским ранневерхнепалеолитическим неоантропам, имеющим несомненное сродство с позднейшими африканскими сапиенсами. Представить внешний облик верхнепалеолитического сапиенса позволяет выполненная по черепу юноши антропологическая реконструкция.

К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси

Нами собраны материалы о каменных крестах Новгородской, Псковской, Ростовской, Тверской, Владимиро-Суздальской и Московской земель. На каждой из перечисленных территорий существовали свои особые традиции изготовления каменных крестов, появляющихся в разное время и имеющих разное назначение. Ниже мы приведем сведения о наиболее ранних памятниках, и попробуем проследить динамику их распространения. Самые ранние каменные кресты немногочисленны, и, в основном, имеют новгородское происхождение. При этом сам Новгород, несомненно, превосходит все остальные города средневековой Руси по количеству известных каменных крестов. Многие из них сохранились благодаря местонахождению в стенах церквей, о других известно по письменным источникам, часть не сохранившихся до настоящего времени памятников была исследована и опубликована в XIX – начале XX вв. И.А. Шляпкиным, А.А. Спицыным, П.П. Покрышкиным, И.И. Срезневским.

Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX—XX вв.

Первоначально почитаемые кресты могли быть как надгробиями, так и обетными памятниками. Вообще же о функциях каменных крестов в народной культуре средневековья известно немного, прежде всего, из-за небольшого количества памятников с надписями, позволяющими определить причину их установки, а также из-за того, что письменные источники (летописи, грамоты, писцовые книги и т. п.), как правило, упоминают лишь каменные кресты, служившие ориентирами (например, летописный Игнач крест) или межевыми знаками. При этом надо отметить, что надписи на крестах часто подвергаются различным интерпретациям — в зависимости от того, какие цели ставит перед собой исследователь.

Subscribe to RSS - Археология