Психологические науки

Толерантность: нейтральность или определённость?

Все чаще озвучиваются в мире мнения о фиаско концепции толерантности как всеобщей терпимости и лояльности. Последний, «свежий» пример – это реакция на широкомасштабные молодежные выступления в ряде стран. Толерантность как значимое качество личности и социума была и продолжает оставаться ориентиром и в нашей стране, вспомним о широкомасштабных федеральных целевых программах, а также об огромном количестве программ и мероприятий размахом поменьше.

Этнографическое исследование в тюрьме. От "роли" заключенного к поискам идентичности осужденного

Полевые исследования оказались длительными, как и последующая работа над их описанием. Причиной тому была сильная эмоциональная составляющая, от которой мне приходилось избавляться в процессе работы. Тем не менее, именно эта эмоциональная вовлеченность позволила мне частично соприкоснуться с карцеральным миром и определить объект моего изучения. Полевые исследования я проводила, общаясь как с тюремным персоналом, так и с заключенными. Я работала вместе с представителями отдела по общественно-воспитательной работе, и тюремный персонал в общей своей массе принимал меня за работающего на месте "стажера-социолога". В результате мне удалось понаблюдать за работой пенитенциарной администрации, изучить различные досье, а также задачи тюремного персонала, и в целом познакомиться с суждениями и взглядами работающих в тюрьме людей. С самими заключенными я встречалась либо в прогулочном дворе, либо в мастерских, либо в залах для занятий... Более длительные индивидуальные беседы с ними я проводила в кабинетах, в которых социальные работники обычно принимают заключенных.

"Мужские слезы" и эмоции пограничных состояний

Являясь общераспространенной психосоматической реакцией, слезы могут быть проявлением как отрицательных (печаль, тоска, страдание, гнев, страх), так и положительных эмоций (радость, восторг, воодушевление), а также их сочетания (“смех сквозь слезы”). По В.И. Далю, “слеза — признак плача и вызывается печалью, жалостью, а иногда и нечаянною радостью или вообще сильным чувством” . Хотя, строго говоря, плач не обязательно связан со слезами, поскольку он может представлять собой просто “старинную обрядовую жалобную песню” , которая, впрочем, может вызывать слезы у слушателей. Но все же их взаимосвязь достаточно устойчива: слезы очень часто сопровождают плач и являются общепринятым символическим физиологическим проявлением печали и скорби. Поэтому закономерно их появление в ситуациях утраты (прощание, расставание, разрыв отношений, смерть близкого человека и т.п.) и сильных переживаний (неприятных и эмоционально окрашенных воспоминаний, чувства горечи, обиды, тоски, страдания и т.п.) , которые можно охарактеризовать как экстремальные или тесно связанные с нашим представлением об экстремальности. На этой основе возник широкий спектр историко-культурных символических интерпретаций плача и слез, квинтэссенцией которых можно счесть, например, огромную слезу в центре композиции одного из памятников жертвам теракта 11 сентября в Нью-Йорке .

Интеграционные процессы в полиэтническом российском обществе.

Современная Россия находится в состоянии преодоления последствий перехода от советской эпохи к демократическому транзиту и от переходного времени к выбору своего пути и места в мировом сообществе. Выбор идет по трем векторам – политическому, экономическому, с соответствующими последствиями в социальной структуре и идеологическому, в соответствии с которым выстраивается пространство меняющихся идентичностей и солидарностей, их ценностно-нормативный и коммуникационный потенциал. В современных российских условиях фиксируются две разнонаправленные тенденции – глобализационные, модернизационные - распространение единой системы информации, интернет-сетей, единых трудовых норм, соответствующих перетеканию капитала, типа отношений и одновременно относительно низкая пространственная мобильность обедневшего российского населения в условиях колоссальных размеров страны и региональных административных границ, замыкающих жизнедеятельность проживающего на их территории населения, исторические, социально-культурные традиции, обуславливающие глокализацию как в масштабах страны, так и ее регионов.

Идентичность: юность и кризис.

Авторы : 

Рассмотрение понятия o"идентичность" предполагает обзор его истории. За двадцать лет, прошедшие с тех пор, как этот термин был впервые употреблен в том смысле, как он понимается в этой книге, он приобрел столько значений, а объем его настолько расширился, что, казалось бы, пришло время расширить границы его употребления. Но понятие, обозначаемое столь объемным термином, по самой своей природе подвержено историческим изменениям.

Хризантема и меч.

Авторы : 

Ни в какой другой вой-не с крупным противником мы не оказывались перед необходимостью принимать в расчет совершенно отлич-ные от наших обыкновения в поведении и мышлении. Подобно царской России в 1905 г., мы столкнулись с хорошо вооруженной и обученной нацией, не принадлежащей к западной культурной традиции. Принятые западными народами как фак-ты человеческой природы условные правила ведения войны явно не признавались японцами. Из-за этого война на Тихом океане превратилась в нечто большее, чем ряд десантов на островном по-бережье, чем трудноразрешимая задача материально-технического обеспечения армии. Главной проблемой стала природа врага. Что-бы справиться с ним, нужно было понять поведение японцев.
Трудности были огромные. В течение семидесяти пяти лет с тех пор, как Япония открылась миру, о японцах, как ни о каком дру-гом народе мира, всегда писали с добавлением неизменного «но также». Когда глубокий наблюдатель пишет о других, кроме япон-цев, народах и заявляет, что они необычайно вежливы, ему вряд ли придет в голову добавить: «Но они также дерзки и высокомер-ны»

Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера.

На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.

О социальной структуре общества постсоветской России

Проблемы социальной структуры общества в отечественной и зарубежной социологии принадлежат к числу центральных. Социальная структура мыслится как основной субстрат общественного развития, эпицентр факторов, определяющих социальную жизнь. В конкретных исследованиях социальной структуры особую роль имеет выявление ее составных элементов, иерархии социальных групп, прежде всего, распределение собственности, власти, престижа и положения в обществе.

Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век.

Автор: 

Как показали ученые ХХ века, личность постепенно, по ходу истории человечества, выкристаллизовывалась из материи социального, из сообщества индивидов. Постепенно в истории человечества появляются понятия «индивид» и «общество», которые позволяют дифференцировать и того, и другого.

Моральное сознание молодежи России (на материале исследования молодежи Москвы и Кубани).

Предметом нашего исследования также являлись кросс-культурные различия нравственной сферы, но в рамках самой России. Мы предполагали, что различия между отдельными субъектами России могут быть не менее значимыми, чем между странами, особенно государствами одной культуры (например, западной Европы).

Психология личности в условиях традиционной преемственности деревни Русского Севера.

Автор: 

Проблема выявления психологических особенностей личности в соотношении с условиями ее бытия и развития представляется актуальной для рассмотрения психологии личности в изменяющемся мире. При этом мы не должны забывать о принципиальном значении традиционной преемственности.

Психологическое изучение особенностей этнического самосознания молодого поколения казаков Краснодарского края.

Автор: 

При работе со взрослыми казаками, во-первых, нами использовался метод включенного наблюдения. Изучалась социально активная категория мужчин- казаков (атаманы, старейшины, а также активно участвующие в активизации казачьих традиций взрослые казаки, в том числе учителя казачьих школ, представляющие станицы и хутора Краснодарского края). Работа проводилась в процессе погружения во все насущные для казаков проблемы, связанные с возрождением традиционной атрибутики казачества, с православием, с новыми социальными притязаниями, с воспитанием молодого поколения («казачат»)

Специфика менталитета молодежи традиционных этносов Дагестана

Сегодня для науки и для общества в целом характерно стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, национальными, способными помочь в восстановлении нарушенной идентичности. Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, который наблюдается в настоящее время, к своей культуре, мифам, традициям, религии. Специфика менталитета вызывает интерес и у политиков, которые стремятся воздействовать на процесс формирования идеологии и повысить социальную адаптацию людей.