Исторические науки

Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников

Автор: 
Костюм воительниц «мужского» типа из святилищ Устюрта (по С.А. Яценко, рисунок Б.Т. Цогоева).

Тема воительниц у ранних кочевников имеет немало сложных аспектов. Сегодня многое остается непонятным как в интерпретации археологических материалов по ним, так и в соотношении этих данных с краткими сообщениями древних авторов [1]. Нашу задачу осложняют нарушение уже в древности подавляющего большинства таких комплексов и, напротив, отсутствие аналогий деталям немногих хорошо сохранившихся погребений. Достоверных определений пола и возраста предполагаемых женщин-воительниц также очень мало. К сожалению, могилы, где костюм воительниц представлен большим количеством сохранившихся элементов, очень редки.

BYZANTINOROSSICA: Свод византийских свидетельств о Руси. Т. 1.

Авторы : 

Свод византийских свидетельств IX-XV вв. о Руси представляет историографические, актовые, литературные источники, ономастикой персоналий, географических терминов и др. данных, рукописные материалы, надписи, печати, содержащие сведения о Руси и русских.

Концепт чуда в славянской и еврейской традиции

Концепт чуда в славянской и еврейской традиции. Сборник статей. Сэфер. Академическая серия. Выпуск 7. М., 2001.

Миф в культуре: человек — не-человек.

Миф в культуре: человек — не-человек. М.: Издательство "Индрик", 2000.

Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции.

Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции. Сборник статей. Сэфер. Академическая серия. Выпуск 17. М., 2007.

Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования.

Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Издательство "Наука", 1982.

Этническое самосознание славян в XV столетии.

Этническое самосознание славян в XV столетии. М.: "Наука", 1995.

Человек в контексте культуры. Славянский мир.

Ответственный редактор И. И. Свирида
Содержание

Введение. И. И. Свирида. Человек в контексте культуры

В кругу народной культуры и христианского идеала

Л. Н. Виноградова. Человек/нечеловек в народных представлениях

Т. М. Николаева. Человек и город (еще раз о «двоеверии» в «Слове о полку Игореве»)

A. М. Ранчин. Князь-страстотерпец в славянской агиографии

О. Ю. Тарасов. Сакрализация иконописца в русской традиции

Р. В. Непомнящая. Образ идеального правителя в «Vita Caroli» Карла IV

Институт Африки Российской академии наук

Институт Африки РАН

Институт Африки РАН (ИАф РАН) – научно-исследовательское бюджетное учреждение в составе Российской академии наук (РАН), ведущий центр российской африканистики. Уже более полувека научные сотрудники Института занимаются исследованием исторических, социально-политических, экономических, этнокультурных проблем нескольких десятков независимых государств, появившихся на Африканском континенте в результате крушения колониальной системы. За этот период была создана солидная научная база развития советско-африканских, а впоследствии российско-африканских отношений. Научные сотрудники, в разные годы работавшие в Институте Африки, внесли весомый вклад в развитие отечественной африканистики, имена многих из них хорошо известны в мировых центрах по изучению Африки.

Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии

Рис. 1. Примирение кровников в селении Сурхахи Назрановского района.

Кровная месть еще сохранилась на территории России преимущественно среди народов Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни. Вместе с тем убийства, совершаемые по мотиву кровной мести, встречаются не только в регионах Российской Федерации, но и во многих странах мира, например в Греции, Албании, Сербии, Италии, на Корсике, в Японии, в странах Ближнего Востока. Этот древний обычай общинно-родового строя также бытует на территории Туркмении, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Татарстана, Грузии, Абхазии, Азербайджана.

Из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (оригинал и перевод)

А Веспасиан со своим сыном Титом, пребывая в Птолемаиде, испытывал воинов и писал, каков каждый из них. Плацид же, который был послан вести войну в Галилее, желая добиться славы, устремился на Иотапату, столичный город Галилеи, укрепленный лучше других. Но не достиг того, на что надеялся. Ибо горожане, узнав об их наступлении, стали перед городом, изготовившись к бою, и, схватившись с римскими полками, скоро победили их, многих ранив и убив семь человек. Ведь не в обычае у них обращать спину, когда они терпят поражение, но отступают понемногу, так что бегство их оказывается незаметным.

Исторический опыт межэтнических отношений на евразийском пространстве. Кочевые цивилизации и Русь

В трактате "Об управлении империей" венгры называются общим этнонимом "турки". Термин происходит от тюркск. "Тюрк". Известны восточные формы, термина. Письменные памятники зафиксировали термин с VI в. для обозначения ряда народов (древние тюрки VI–VII вв., хазары IX в., мадьяры Х–XI вв., вардариоты XI–XIV вв., сельджуки XI–XIII вв.). Переносу на мадьяр этникона "турки" способствовало обыкновение византийских авторов использовать собирательные и архаичные имена народов [1].

Центр и периферия России в отражении средневековых греческих гео-административных категорий и церковного законодательства Константинополя

Византийская историография не только унаследовала от эллинизма пространственную протяженность диаспоры взамен полисной конкретности древнегреческой классики, но культивировала и христианский экуменизм (как идею вселенской Церкви и вселенской христианской империи – ред.).

Глобальная этносоциология

Автор: 

Методика составления прогнозов в прошлые столетия достаточно однообразная; она опирается на традиции гуманитарных наук и поэтому базируется либо на узком наборе явлений и фактов, либо на конкретной теории, не способной обрабатывать данные так, как это делает математика. Важным отличием математического способа обработки данных является то, что результат получается в ходе долгих формальных вычислений, лишенных самостоятельного смысла, и является, как правило, непредсказуемым (за исключением тривиальных случаев) и, следовательно, объективным.

Географическое общество. Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (150 лет со дня образования)

Автор: 
Библиотека Русского Географического общества, 1916 г.

В 1845 г. в Санкт-Петербурге было основано Русское географическое общество, ставшее четвёртым географическим обществом в мире. С первых лет своего существования Общество развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительскую деятельность. Исследования, проводимые его членами, внесли большой научный вклад в изучение Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, а также многих других регионов мира.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской АО, несмотря на ее многонациональный состав, отличается значительно большей стабильностью, чем в некоторых других районах Кавказа, например Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР, не говоря уже об Абхазии и НКАО.

В то же время в регионе можно отметить моменты, свидетельствующие о существенной культурной неудовлетворенности местных народов, о напряженности в национальной сфере при решении кадровых вопросов.

Актуальные вопросы современного развития экономики и культуры хантов. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

С 21 июля по 17 августа с.г. сотрудники Института этнографии АН СССР в составе отряда Северной экспедиции вели полевую работу в поселках Варьеган Нижневартовского района и Угут Сургутского района Ханты-Мансийского а.о.

Национальная и межэтническая ситуация в области расселения ногайцев «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Общая численность ногайцев составляет по разным подсчетам от 60 до 80 тыс. человек. Ногайцы расселены в области Ногайской степи – Ставропольский край. Дагестанская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Астраханская область. Почти все районы, где живут ногайцы, характеризуются сходными почвенно-климатическими условиями. Большая часть Ногайской степи – естественные пастбища. Земледелие здесь имеет второстепенное значение, несколько увеличившееся после строительства в 1958 г. Терско-Кумского канала.

О национальной ситуации на Северном Кавказе. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Национальная ситуация на Северном Кавказе характеризуется в настоящее время повышенной конфликтностью. Однако степень и формы ее проявления различны у разных народов и в разных автономиях.

Антропологический состав средневекового населения Среднего Поволжья по данным одонтологии (автореферат)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Специальность 03.03.02 - Антропология
Работа выполнена в Отделе антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Зубов Александр Александрович
Научный консультант: доктор исторических наук Васильев Сергей Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Яблонский Леонид Теодорович (Институт археологии РАН)

Младенческая и детская заболеваемость и смертность в России в условиях глобальных экологических изменений

Младенческая смертность в первой половине XX века в ряде стран (по годам).

Одним из факторов глобальных экологических изменений являются мировые войны. Проблема эта мало изучена в литературе. Однако она актуальна, особенно в настоящее время, поскольку ведет к тяжелейшим демографическим кризисам и катастрофам. Лакмусовой бумагой ухудшения демографической ситуации всегда служат показатели детской и особенно младенческой заболеваемости и смертности.

К истории и этнографии сарыкольцев и ваханцев Китая (по материалам экспедиции МИЦАИ в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР)

Автор: 

Международный Институт Центральноазиатских исследований (МИЦАИ)1 был учрежден в результате работы большой программы ЮНЕСКО «Комплексное изучение Шелкового пути - Пути Диалога» - главного проекта десятилетия по культурному развитию в мире (1987-1997 гг.). Идея создания Института возникла во время работы международной научной экспедиции, организованной в рамках этого проекта и проходившей по степному маршруту Центральной Азии. Вслед за официальным учреждением МИЦАИ 5 июля 1995 г.

Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар

В данной работе представлены результаты исследования — визуальной характеристики внешнего облика населения Сибири и Казахстана от неолита до современности. Для этого привлекались кранио­логические материалы из большого количества могильников, по которым был выполнен ряд скульп­турных и графических реконструкций, в каждом случае выполненная реконструкция сопровожда­лась антропологическим описанием в виде словесного портрета. Уникальная методика прогнозирова­ния живого лица на основе черепа (так называемая программа краниофациального соответствия), раз­работанная в лаборатории антропологической реконструкции, позволяет переходить от признаков черепа к признакам лица с особым упором на индивидуальные особенности черепа. Эта программа с большой точностью воспроизводит внешний облик конкретного индивидуума, характеризуя его и как представителя определенного антропологического типа, и как индивидуальность с присущей ей физи­ономической неповторимостью.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Современное мифотворчество: почему так живуч миф о матриархате?

Битва греков с амазонками. Барельеф на античном саркофаге.

Миф изначально присущ человеческому мышлению как форма познания объективной действительности. В свое время русский философ А.Ф.Лосев привел мифологический способ познания реальности к хорошо известной сегодня формуле: «Миф – это совершенно необходимая категория жизни и мысли, далекая от всякой случайности и произвола» ( Лосев А.Ф. Самое само. Сочинения. 1999. С.210). Именно поэтому так называемые классические мифы не сочинялись каким-либо конкретным автором, а формировались спонтанно, «обкатываясь» в коллективном сознании множества поколений людей.

Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы.

Вик-мункан. Ральф Пеинкина.

Лежащая перед вами книга — это плод многолетних усилий автора, движимого стремлением показать в многообразии и сложности культуры и общества тех, кого зовут людьми каменного века, — охотников, звероловов. Показать освобожденными от расхожих вымыслов и упрощений — как обывательских, так и, казалось бы, «высоконаучных». Показать культуры и общества людей, которые осознанно из поколения в поколение шли «путями своими», создавая уникальные, достойные подлинного удивления и глубокого почтения стили человеческого общежития. Молва несправедлива, а расхожие предрассудки упорны, и «противостоять им приходится полемически» (Салинз 1972: 19). Поэтому в дальнейшем изложении имеется немало научной критики и споров с коллегами, которые ведутся языком, принятым в среде профессионалов — этнологов, или социальных (культурных) антропологов, исследующих сложные проблемы организации и эволюции человеческих обществ.

Афроамериканцы США в 20 веке. Гпава пятая. Негритянская революция.

Обложка книги "Афроамериканцы США в 20 веке." (Нитобург Э.Л.)

Уже в начале 1945 г., по мере того как становилось ясно, что война в Европе шла к концу, среди темнокожих американцев стал расти страх потерять работу в связи с неизбежным по окончании войны переводом экономики на мирные рельсы. Огромная концентрация их к этому времени в оборонной промышленности делала эти опасения весьма реальными. В 1945 - начале 1946 г. в пяти из обследованных Комитетом по обеспечению справедливого найма на работу семи центров военной промышленности гораздо большая доля темнокожих рабочих, чем белых, потеряла работу. Получить же новую темнокожий имел гораздо меньше шансов, чем белый рабочий. В начале 1946 г. комитет практически свертывал свою деятельность и вскоре был ликвидирован. В феврале 1946 г. почти 25% всех заявок на рабочую силу в частном секторе и 10% - на государственную службу несли на себе печать расовой дискриминации1. Уровень безработицы среди темнокожего населения снова стал расти. Если темнокожему американцу и удавалось найти новую работу, то чаще уже не на том квалификационном уровне, что в годы войны. Ясно, что после того обучения, которое он прошел, квалификации и опыта, которые он приобрел за эти годы, даже такой темнокожий американец не был удовлетворен.

Феномен щегольства в русской деревне конца 19-начала 20вв.

Русская деревня

На «культуру щегольства» при изучении русского дворянства обратил внимание Ю. М. Лотман. Он призывал не подходить к анализу данного явления с позиций его критиков.2 Рассмотрение распространения среди россиян европейского «платья» в контексте теории диффузии дает возможность увидеть в «уродливой социальной аномалии» позитивный смысл и объяснить, с помощью щегольства пути заимствования новинок в одежде не только привилегированными модниками, но и народными (прежде всего крестьянскими) массами.

Легенды и предания о святых, святилищах, об оберегах, атрибутах

Осетинский танец "Цоппай" исполнявшийся в случае смерти человека от удара молнии

Святое место, святилище - является топонимическим объектом: для традиционного осетина в качестве почитаемого, для жителя не традиционно воспитанного или гостя - это точка обозначения местности. Нами собран фольклорный материал, связанный со святилищами Осетии, но теоретического осмысления в полной мере он не получил. Поэтому часть нашего исследования будет посвящена легендам, преданиям, историям наказания за непочитание святилищ, историй происхождения и других различных историй, происходящих со святилищем и в связи с ним, о местности, где находится святилище и т.д.

Иностранные специалисты, предприниматели, рабочие: проблемы трудовых отношений на промышленных предприятиях дореволюционной России

История России на протяжении последних нескольких веков изучается сегодня многими исследователями в русле процесса модернизации2. В качестве этапа этого процесса можно рассматривать период конца XIX – начала XX вв., когда модернизационное развитие происходило в силу внутренних причин и под «внешними воздействиями», выражавшимися, в том числе, в заимствовании и адаптации к российским условиям промышленных технологий и опыта управления, как крупными кампаниями, так и отдельными промышленными предприятиями.

Pages

Subscribe to RSS - Исторические науки