Этология человека

Власть, пол и репродуктивный успех - Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.

В настоящее время можно считать доказанным, что итоговая приспособленность (количество общих генов, переданных потомству данным индивидом и его близкими родственниками) и репродуктивный успех (количество оставленного потомства) определяются разными факторами для самцов и самок у всех видов млекопитающих. Американский антрополог В. Лоу доказала, что это правило остается неизменным и применительно к человеку.

Любовь во времена палеолита - Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.

Изучение полового поведения приматов представляет интерес в аспектах эволюции человека. Некоторые авторы исходили из неверных представлений о подавляющей роли секса и неупорядоченных половых отношениях у обезьян и переносили эти черты на ранние этапы эволюции человека. Именно половое поведение якобы лежало в основе объединения обезьян в сообщества, причем сообщества эти мыслились по гаремному типу.

«Этология необходима в гуманитарных вузах…» - интервью с Мариной Львовной Бутовской

Несмотря на интерес авторов сайта к этологии, актуальность подобного проекта не была очевидной. В Рунете – просто засилье квази-популярной этологии, которая лишь дискредитирует её; в книжных магазинах - почти полное отсутствие учебной, да и не только литературы по этологии и смежным наукам. Всё это по сути дела оставляло только один выбор – быть клоном новостных изданий и сайтов, где периодически появляются неизвестно откуда взявшиеся материалы сомнительного содержания.

Кукла Барби как вершина полового отбора - интервью с Мариной Львовной Бутовской

Научная группа, которой руководит доктор исторических наук, профессор Центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета Марина Бутовская, называется «Центр эволюционной антропологии Института этнологии и антропологии РАН».

Этология любви (стенограмма передачи А.Гордона) - интервью с Мариной Львовной Бутовской

Марина Бутовская: Нужно сказать, что тема любви, в научном плане более чем непростая. Для нормального человека, казалось бы, все совершенно ясно, поскольку он постоянно в своей жизни сталкивается с этим явлением. Для физиков есть соблазн все перевести в какие-то формулы и схемы, а для меня этот интерес связан с тем, чтобы ответить на вопрос, как, собственно, любовь возникла. Наверное, большинство гуманитариев, которые сейчас нас с вами смотрят, скажут, что все вообще-то неизвестно, существовала ли любовь с самого начала зарождения человечества. Возможно, она возникла где-то в средние века, тогда, когда возникло представление о романтической любви, о рыцарских турнирах, о поисках дамы сердца, завоевании этой дамы.

Эволюция продолжается - интервью с Мариной Львовной Бутовской.

Марина Львовна Бутовская

Когда Марина Бутовская, ныне доктор исторических наук, профессор РГГУ, лет 15 назад заикнулась о том, что хотела бы заниматься этологией человека, коллеги ее порыв восприняли как попытку самоубийства. В кандидатской диссертации она не могла использовать термин «социальное поведение» по отношению к животным: его рекомендовали заменить на «групповое поведение». Применять термин «этология человека» было невозможно даже во время перестройки. Только в 90−е годы его реабилитировали.

Скорость движения и язык тела пешеходов в условиях современного города: этологический анализ

Тело является важнейшим объектом исследования современных антропологов. Вопросу о половых различиях во внешнем облике человека посвящено значительное число экспериментальных и полевых наблюдений [Grammer, 1995; Hume, Montgomerie, 2001; Thornhill, Gandestad, 1999]. Движения, позы, мимика человека в русле этологических работ анализировались с эволюционных позиций [Eible-Eibesfeldt, 1989; Бутовская, 1999; Ekman, 1982]. В итоге стало очевидным, что многие характеристики невербальной коммуникации присутствуют в поведении людей самых разных культур и могут считаться универсальными (первичные эмоции: смех и улыбка; ритуалы приветствия и примирения и многое другое) [Hooff, 1972; Бутовская, Козинцев, 2002; Козинцев, 2002; Schiefenhovel, 1997]. Многие составляющие поведения человека в современном городе становятся более понятными, если обращаться к его эволюционным истокам.

Конрад Лоренц. Агрессия

В книге речь идет об агрессии, то есть об инстинкте борьбы, направленном против собратьев по виду, у животных и у человека. Решение написать ее возникло в результате случайного совпадения двух обстоятельств. Я был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы читать психологам, психоаналитикам и психиатрам лекции о сравнительной этологии и физиологии поведения, а во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях на коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о боевом поведении некоторых рыб и о функции их окраски для сохранения вида, -- гипотезу, построенную на аквариумных наблюдениях. В американских клиниках мне впервые довелось разговаривать с психоаналитиками, для которых учение Фрейда было не догмой, а рабочей гипотезой, как и должно быть в любой науке. При таком подходе
стало понятно многое из того, что прежде вызывало у меня возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда Фрейда.

Нищие в обществе: эволюционные теории как теоретическая база для интерпретации феномена попрошайничества

Феномен нищенства принято рассматривать в исторической, социологической и социально-антропологической перспективе (Голосенко, 1996, см. раздел: История нищенства). Чаще всего антропологи дают анализ этого явления с позиций культурного релятивизма. Детально анализируется нищенство в каждой культуре и вычленяются специфические элементы данного феномена с учетом конкретных культурных традиций, этических норм и религиозных представлений (Brown, 1991). Нищенство рассматривается как одна из форм профессиональной занятости части населения, а сами стратегии попрошайничества интерпретируются некоторыми исследователями в рамках гофмановской теории драматургии социального взаимодействия (Гоффман, 2000).

Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования

Что такое человек? Этот вопрос задавался на протяжении всей чело­веческой истории священниками, философами, художниками, учеными. Дилемма «природа или воспитание» (в отечественном варианте - биологи­ческое или социальное) обсуждалась учеными с древнейших времен. По­ложение о наследовании черт поведения высказывали еще Гиппократ и Гален. С появлением теории Дарвина спор о природе человека приобрел в научном мире новый ракурс. Речь идет о длящейся уже более сотни лет дискуссии между сторонниками концепций о биологической и социальной сущности человека.

Порядок рождения и привязанность к родственникам: кросс-культурный анализ

Согласно эволюционной психологии, порядок рождения наряду с полом является одним из факторов, напрямую влияющих на адаптацию человека к социальному окружению, и одной из детерминант жизненного успеха [Salmon, 1998; Buss, 1999]. Эффект порядка рождения становится понятным, если рассматривать его как одно из проявлений эволюционно-стабильных стратегий поведения. Предполагается, что порядок рождения определяет семейные "ниши", различающиеся по степени зависимости от родительского вклада и по детерминируемой ими в дальнейшем социальной ориентации индивида [Sulloway, 1996]. В основе эволюционно-психологической концепции порядка рождения лежит теория "конфликта между родителями и потомством", согласно которой каждый ребенок требует от родителей больше ресурсов, чем те могут предоставить [Trivers, 1974].

Эволюция человека и его социальной структуры

НЕМНОГИЕ научные проблемы дискутировались столь длительно и эмоционально, как проблема происхождениия человека. Среди обсуждающих этот вопрос есть те, кто утверждает, что человек и его родословная не имеют ничего общего с прочими формами жизни на Земле, другие верят в акт божественного творения. Но с каждым годом антропология, и главным образом палеоантропология, предоставляет все больше научных доказательств последовательной, длящейся миллионы лет, эволюции человеческого рода. Вот уже более столетия исследователи заняты поисками "утраченного звена" - формы, непосредственно ответвившейся от общего с африканскими человекообразными обезьянами предка. Антропологи спорят о том, кто из этих обезьян - шимпанзе, бонобо (в отечественной литературе его называют карликовым шимпанзе) или гориллы - ближе к человеку, и о том, что послужило толчком к уникальным морфологическим и поведенческим преобразованиям: развитию двуногости, эволюции кисти, увеличению головного мозга, становлению орудийной деятельности, речи, сознания. Нет окончательной ясности и в понимании пути социальной эволюции человека.

Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека

Рост насилия в современном обществе, постоянные сообщения прессы о массовых беспорядках в разных точках земного шара, многочисленные гражданские и межэтнические конфликты заставляют исследователей социального поведения человека снова и снова обсуждать природу агрессии [I].
В специальной литературе выделены три основные теории агрессии: 1) биологическая, или инстинктивная, согласно которой агрессивная энергия накапливается внутри человека; 2) фрустрационная, по которой агрессия - следствие расхождения между уровнем запросов и реальных личностных достижений; 3) теория социального научения, сторонники которой полагают агрессивное поведение исключительно результатом научения.
Данные археологов, историков, культурных антропологов, этологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Таким образом, это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества -у охотников-собирателей, в том числе эгалитарных (бушмены, хадза, австралийские аборигены), у земледельцев (янамами Венесуэлы, джебуси Новой Гвинеи) и скотоводов. История хранит многочисленные упоминания об актах жестокости и насилия в отношении побежденных противников. При взятии Трои просвещенные греки казнили всех мужчин старше 10 лет, а оставшиеся жители - женщины и дети — были проданы в рабство.

Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога

Представлен обзор современных исследований, посвященных эволюции когнитивных способностей человекообразных обезьян и человека. Обсуждается интеллектуальный потенциал человекообразных обезьян в связи с их достижениями по усвоению языка. Недавние исследования по обучению обезьян языку дают отчетливое подтверждение того, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают предпосылками символического мышления. Человекообразные обезьяны способны к намеренному обману, демонстрируют чувство юмора и, несомненно, обладают зачатками мышления. Они могут обучать друг друга языку. Некоторые из них располагают символы в правильной семантической последовательности и владеют рудиментарными правилами грамматики. Человекообразные обезьяны могут ассоциировать конкретные понятия с конкретными символами, но их способности к овладению синтаксисом ограничены. Лингвистические способности обезьян сопоставимы с таковыми маленьких детей, только начинающих осваивать язык. Человеческий язык основан на наличии целого набора специализированных когнитивных способностей.

Смех, плач, зевота: психология чувств или этология общения?

Данная статья посвящена некоторым довольно загадочным человеческим свойствам, а именно, смеху, плачу и зевоте. С точки зрения физиологии, это вегетативные рефлексы, с точки зрения психологии – выразительные движения. Благодаря авторитету Ч.Дарвина, второй аспект традиционно привлекал особое внимание. Само название его основополагающей книги – «Выражение эмоций у человека и животных» [Дарвин, 1953] – однозначно подсказывает направление поисков и формулирует главный вопрос: какие чувства выражаются теми или иными «выразительными движениями»? В отношении большинства древних эмоций вопрос этот довольно просто решается с помощью сравнительно-эволюционного подхода.

Ассоциация этнографов и антропологов России

Президиум Российской академии наук

Ассоциация - добровольное, научное общественное объединение, созданное в 1990 г. на Всесоюзной конференции по итогам полевых этнографических и антропологических исследований в г. Алма-Ате (Казахстан). Перед Обществом стоят следующие задачи: содействие исследованию в гуманистических целях этнографии, фольклора, антропологии, современных этнических процессов в России и за рубежом; содействие проведению в жизнь политики мира и дружбы народов всего мира, взаимопонимания, сотрудничества народов России и других стран, в борьбе против расовой, национальной, религиозной и любой другой формы нетерпимости, дискриминации и исключительности; пропаганда знаний о народах и странах мира и достижений этнографической и антропологической науки среди научных и широких кругов общественности России и за рубежом.

Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ

Учебно-научный центр социальной антропологии является структурным подразделением Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), одного из крупнейших вузов России. Образовательная профессиональная программа подготовки дипломированных специалистов - социальных антропологов - в УНЦСА РГГУ рассчитана на 5 лет обучения и предполагает присвоение выпускникам квалификации "Социальный антрополог". Актуальность разработки этой программы общими тенденциями научно-образовательной деятельности в современном гуманитарном универсуме (прежде всего, тенденциями к междисциплинарности, к развитию комплексного изучения человека).

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук

Здание Президиума Российской академии наук

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук - старейшее гуманитарное научное учреждение страны, берущее начало от Петровской Кунсткамеры. Сегодня - это ведущий исследовательский центр в области социально-культурной и физической антропологии с высоким международным статусом. Целью исследований является изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами.