научные экспедиции

Актуальные вопросы современного развития экономики и культуры хантов. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

С 21 июля по 17 августа с.г. сотрудники Института этнографии АН СССР в составе отряда Северной экспедиции вели полевую работу в поселках Варьеган Нижневартовского района и Угут Сургутского района Ханты-Мансийского а.о.

К истории и этнографии сарыкольцев и ваханцев Китая (по материалам экспедиции МИЦАИ в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР)

Автор: 

Международный Институт Центральноазиатских исследований (МИЦАИ)1 был учрежден в результате работы большой программы ЮНЕСКО «Комплексное изучение Шелкового пути - Пути Диалога» - главного проекта десятилетия по культурному развитию в мире (1987-1997 гг.). Идея создания Института возникла во время работы международной научной экспедиции, организованной в рамках этого проекта и проходившей по степному маршруту Центральной Азии. Вслед за официальным учреждением МИЦАИ 5 июля 1995 г.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы.

Вик-мункан. Ральф Пеинкина.

Лежащая перед вами книга — это плод многолетних усилий автора, движимого стремлением показать в многообразии и сложности культуры и общества тех, кого зовут людьми каменного века, — охотников, звероловов. Показать освобожденными от расхожих вымыслов и упрощений — как обывательских, так и, казалось бы, «высоконаучных». Показать культуры и общества людей, которые осознанно из поколения в поколение шли «путями своими», создавая уникальные, достойные подлинного удивления и глубокого почтения стили человеческого общежития. Молва несправедлива, а расхожие предрассудки упорны, и «противостоять им приходится полемически» (Салинз 1972: 19). Поэтому в дальнейшем изложении имеется немало научной критики и споров с коллегами, которые ведутся языком, принятым в среде профессионалов — этнологов, или социальных (культурных) антропологов, исследующих сложные проблемы организации и эволюции человеческих обществ.

Сакральная география Каргополья. Монастыри

Автор: 

Работа основана в основном на записях из архива Каргопольской фольклорной экспедиции РГГУ, работающей в указанном регионе с 1993 г. и систематически обследующей все населенные пункты. К настоящему времени обследовано почти все Каргополье. В каждом из сел проводится опрос значительного количества информантов (от 30 до 70% и более) всех возрастов, что позволяет составить репрезентативную картину распространения разного рода этнокультурной информации и ее динамики во времени. Сведения, касающиеся сельских святынь, относятся к периоду начиная с середины ХХ в. и вплоть до настоящего времени.

Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1993—1998 гг.)

Автор: 

Изучение особенностей смеховой культуры в разных эпохах, социальных общностях может дать большее понимание такого психологического феномена как смех. Термин «смеховая культура» широко используется исследователями комического и смехового мира (М.М. Бахтиным, Д.С. Лихачевым, В.Я. Проппом, Л.Е. Пинским, С.С. Аверинцевым и др.). В фундаментальных культурологических трудах раскрывается феномен смеха именно через его изучение в контексте историко-культурной заданности. «Каждая эпоха и каждый народ обладает особым, специфическим для них чувством юмора и комического, которые иногда непонятны и недоступны для других эпох».

Нуэры, Эдвард Эванс Притчард

В этом томе я описываю те способы, какими один из нилотских народов добывает себе средства к существованию, и его политические институты. Собранная мною информация о его домашнем быте будет опубликована в следующем томе. Нуэров', именующих себя нат (ед. ч. ран), насчитывается примерно 200 тыс. человек, и живут они на болотах и в открытых саваннах, раскинувшихся по обе стороны Нила к югу от его слияния с реками Собат и Бахр-эль-Газаль и по обоим берегам этих притоков...
Исследование преследует две Цели: описать жизнь нуэров и раскрыть некоторые принципы построения их социальной организации. Мы стремились как можно лаконичнее рассказать о их жизни, и, отбросив большое количество материала, включили в книгу лишь то, что отвечает ограниченной теме нашего исследования.

Subscribe to RSS - научные экспедиции