Антропология

Фольклорная студия Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ

На кафедре Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ действует фольклорная студия. На занятиях в студии проходит изучение музыкальных традиций различных народов мира и репетиция музыкальных произведений. Организатор и руководитель студии — Казанков А.А., участник международных фольклорных ансамблей, преподаватель авторского курса по этномузыкологии, специалист по обществам охотников-собирателей ИАЭ РАН.

Спиритуальные представления чабанов плато Укок (Алтай)

Плато Укок расположено в районе пересечения государственных границ России, Казахстана, Китая и Монголии на высоте около 2500 м над уровнем моря. Его изрезанный моренами ландшафт высокогорной тундры сформировался под воздействием Великого Оледенения , и с учетом своей специфики, использовался представителями практически всех кочевых народов Центральной Азии с древности до наших дней, о чем свидетельствуют фундаментальные археологические открытия, сделанные экспедициями Института археологии и этнографии СО РАН под руководством В.И.Молодина и Н.В.Полосьмак в период с 1990 по 1995 годы.

Клод Леви-Стросс: миф о структуре

Автор: 

30 октября в Париже умер философ и антрополог Клод Леви-Стросс — самый известный долгожитель из всех крупнейших интеллектуалов ХХ века. До 101 года ему оставалось чуть менее одного месяца. И когда уже ушли в мир иной все основные постструктуралисты, он — основатель французского структурализма — оставался жить и наблюдать, как порастают плоды его прозрений и ошибок. И нельзя сказать, что это были прозрения и ошибки молодости — к своей главной теории он шел пятьдесят лет, а в 1958 году опубликовал книгу «Структурная антропология», положившую начало философии структурализма; следующие пятьдесят лет он только развивал её частные вопросы. И если представить себе, какое значение имела эта теория для европейской культуры последних десятилетий, то можно прямо сказать, что умер один из основных и, возможно, невольных идеологов постмодерного мира.

Институт Африки Российской академии наук

Институт Африки РАН

Институт Африки РАН (ИАф РАН) – научно-исследовательское бюджетное учреждение в составе Российской академии наук (РАН), ведущий центр российской африканистики. Уже более полувека научные сотрудники Института занимаются исследованием исторических, социально-политических, экономических, этнокультурных проблем нескольких десятков независимых государств, появившихся на Африканском континенте в результате крушения колониальной системы. За этот период была создана солидная научная база развития советско-африканских, а впоследствии российско-африканских отношений. Научные сотрудники, в разные годы работавшие в Институте Африки, внесли весомый вклад в развитие отечественной африканистики, имена многих из них хорошо известны в мировых центрах по изучению Африки.

К вопросу о прогнозировании арабских революций 2011 г.

В 2010-2011 гг. произошли революции (антиправительственные массовые политические выступления) в странах Ближнего Востока - Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне, Алжире, Иордании, Марокко, Сирии. Данные массовые политические движения на Ближнем Востоке привлекли внимание множества социологов, политологов, специалистов по международным отношениям.

Толерантность: нейтральность или определённость?

Все чаще озвучиваются в мире мнения о фиаско концепции толерантности как всеобщей терпимости и лояльности. Последний, «свежий» пример – это реакция на широкомасштабные молодежные выступления в ряде стран. Толерантность как значимое качество личности и социума была и продолжает оставаться ориентиром и в нашей стране, вспомним о широкомасштабных федеральных целевых программах, а также об огромном количестве программ и мероприятий размахом поменьше.

Сербская диаспора в мире: ресурс влияния Белграда

Что же представляет собой сербская диаспора, о существовании которой после провозглашения независимости Косово с изумлением узнал мир?
На сегодняшний день вне Сербии, по различным данным, проживают от 2 до 4 миллионов сербов и действуют более 1300 различных национальных сербских объединений. По всему миру сербскими общинами в общей сложности выпускаются около 500 различных газет и журналов общим тиражом около 300 000 экземпляров. Это, так сказать, количественные показатели. Но какое за ними скрывается качество?

Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии

Рис. 1. Примирение кровников в селении Сурхахи Назрановского района.

Кровная месть еще сохранилась на территории России преимущественно среди народов Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни. Вместе с тем убийства, совершаемые по мотиву кровной мести, встречаются не только в регионах Российской Федерации, но и во многих странах мира, например в Греции, Албании, Сербии, Италии, на Корсике, в Японии, в странах Ближнего Востока. Этот древний обычай общинно-родового строя также бытует на территории Туркмении, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Татарстана, Грузии, Абхазии, Азербайджана.

Очерк 4. Инновационная модернизация и политическая система. Инновационная модернизация России. Политологические очерки.

В настоящем очерке доказывается, что России сегодня нужна не просто модернизация, а «инновационная модернизация», меняющая сам тип социально-экономического развития общества и требующая коренной трансформации существующей политической системы.

Очерк 3. Проблемные узлы инновационного развития. Инновационная модернизация России. Политологические очерки.

В общественном сознании политически ангажированной публики прочно угнездилась ныне ориентация на глубокий ремонт сложившихся общественных структур. Иногда его именуют инновационным развитием, иногда модернизацией. Но чаще всего оба эти слова произносят на одном дыхании, как бы через запятую. Дискуссии на эту тему занимают видное место в публикациях, претендующих на серьезность.

Очерк 1. Возможности и перспективы инновационного развития России в глобализирующемся мире. Инновационная модернизация России. Политологические очерки.

Тема «инновационное развитие общества» находится сегодня в центре общественного внимания. И дело не в очередной моде. За этим скрывается стремление понять смысл качественных сдвигов в развитии современного общества; понять и адаптировать жизнедеятельность, образ жизни и взаимоотношения людей к содержанию и ритму все более быстрых перемен; научить их свободно ориентироваться в этом стремительном потоке и направлять его в русло мира и благоденствия.

Явление России в Пикалево

В статье с применением метода кейс-стади анализируются события в г. Пикалево, в которые вовлечены субъекты (акторы) от наемных работников до председателя правительства. Отражаются типичные и специфические черты действий (взаимодействий) социальных акторов, изменения в их поведении, факторы различного уровня и характера.

Смертная казнь: варварство или справедливость?

Цель авторских размышлений - рассмотреть одну из наиболее острых и широко дискутируемых социально-правовых проблем; взвесить аргументы как сторонников, так и противников смертной казни. Либеральная общественность усматривает в высшей мере наказания реликт варварства, антигуманизма и чуть ли не звериной жестокости, а большинство населения расценивает ее не иначе как проявление высшей справедливости.

Интервью В.В. Наумкина "Голосу России", 15.01.2011

Какие политические уроки необходимо вынести из ситуации в Тунисе, страны, сорвавшейся в омут гражданского хаоса и насилия, размышляет директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин
Беспорядки в Тунисе стали самыми масштабными в этой стране за последние двадцать лет. По разным данным уже погибли от 25 до 70 человек.

Исследование практик через обучение в социальной антропологии

В данной статье я коснусь методологических вопросов, связанных с возможностями исследовать коллективные практики, порождающие основу конкретного социального порядка. Датский антрополог Кирстен Хаструп, на мой взгляд, наиболее удачно сформулировала современные проблемы и возможности социальной антропологии.

Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия

Автор: 

Арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет по разным оценкам свыше 5 млн. чел. (население Франции на 2008 г. насчитывает 64,5 млн. чел.). Большинство ее составляют выходцы из стран Магриба (свыше 82%). Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. Тем не менее многие мусульмане привержены традициям своей религии и культуры. Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. Мусульманская община во Франции располагает своими профессиональными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. В процессе социо-культурного развития во французской мусульманской общине возникло несколько направлений восприятия и практики ислама.

Социальные характеристики Санкт-Петербурга и Шанхая в начале XXI века (М.: Институт социологии РАН, 2010. – 120 с.)

Классовая структура Шанхая и Санкт-Петербурга

В настоящем бюллетене представлены результаты сравнительного исследования населения крупных городов России и Китая (Санкт-Петербург и Шанхай). Проведенное исследование позволяет выявить сходства и различия в социальной структуре, системе социального расслоения двух городов, возможностях и условиях социальной мобильности, а также сравнить отношение граждан к социальным последствиям различных по скорости и воплощению проводимых реформ, их ценностные предпочтения. Исследование проведено Институтом социологии РАН и Институтом социологии Шанхайской академии социальных наук по единой методике и базировалось на репрезентативных случайных выборках населения двух городов (в Санкт-Петербурге размер выборки составлял 1300 человек, в Шанхае – 1600). Опросы населения в двух городах проводились в период июль – сентябрь 2008 г., до начала финансового кризиса, что позволяет говорить о корректности сопоставления сравнительных данных.

Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни

Аннотация. Обсуждаются вопросы роли и места СМИ в формировании российской культуры, информационной политики российского государства. Показана ошибочность ориентации на рыночные механизмы регулирования деятельности СМИ, неравнозначные общественному контролю и участию. Целесообразно пересмотреть сложившееся ныне их понимание как коммерческих предприятий в первую очередь.

Немцы в СССР: современная ситуация. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Автор: 

Предки современного немецкого населения СССР переселились на территорию нашей страны в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времен средневекового "Drang nach Osten" – агрессивного наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. К середине ХVII в. и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Приток иностранцев в Россию усиливается при Петре I и его преемниках. Это были в основном специалисты – ремесленники, купцы, военные, врачи, ученые.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Миграция русских в Черногорию в начале XXI-го века

С начала XXI в. русские интенсивно покупают недвижимость в Черногории, в первую очередь на побережье и все интенсивнее в горах. Речь может идти о миграции русских как в контексте глобального, так и русско-черногорского феномена. Интенсивное строительство жилых домов приводит к численным изменениям на локальном уровне и экономического укрепления населения. Непосредственные наблюдения на местности и многочисленные публикации в средствах массовой информации привлекли мое внимание как исследователя к проблеме нового вида миграций из России в Черногорию.

Очерк. 23. Игровой «дом» в контексте современных детских игровых практик

Дети, играющие «в семью» на обочине дороги напротив своего дома.

Детские игровые практики являются хорошим примером живучести традиции, ее способности адаптироваться в современных условиях, мимикрировать к наиболее устойчивым образам массовой культуры1. Данная статья посвящена современным модификациям детских ролевых игр «в дом» и «в семью», в ходе которых принято сооружать специальные игровые «домики»: «шалаши», «будки», «клетки». Особое внимание в данной статье уделено широко распространившейся в последние десятилетия практике сооружения детских игровых домиков на деревьях.

Повседневный торг с государством: деловые агенты, посредники и зазывалы в лабиринтах сенегальской администрации

Их называют ходатаями, деловыми агентами, мобильными посредниками, juuti1, "судебными волонтерами", гражданским таможенным персоналом. Некоторые из них работают на администрацию в качестве внештатных или добровольных сотрудников и оказывают ей помощь в сборе налогов, обнаружении мошенников, в выполнении бюрократической работы. Другие же занимаются неофициальной посреднической деятельностью и предлагают свои услуги людям, попадающим в лабиринты сенегальской бюрократии, в какую бы службу они ни обратились.

Современное мифотворчество: почему так живуч миф о матриархате?

Битва греков с амазонками. Барельеф на античном саркофаге.

Миф изначально присущ человеческому мышлению как форма познания объективной действительности. В свое время русский философ А.Ф.Лосев привел мифологический способ познания реальности к хорошо известной сегодня формуле: «Миф – это совершенно необходимая категория жизни и мысли, далекая от всякой случайности и произвола» ( Лосев А.Ф. Самое само. Сочинения. 1999. С.210). Именно поэтому так называемые классические мифы не сочинялись каким-либо конкретным автором, а формировались спонтанно, «обкатываясь» в коллективном сознании множества поколений людей.

Мультикультурализм

Статья "мультикультурализм"

Термин «мультикультурализм» плохо воспринимается во Франции, где соответствующий феномен часто рассматривается как угроза раскола современных демократических обществ, основанных на желании граждан жить вместе, на множество этнических общин, жестко определенных, замкнутых внутри себя и отрицающих личную свободу и общечеловеческие ценности.

Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы.

Вик-мункан. Ральф Пеинкина.

Лежащая перед вами книга — это плод многолетних усилий автора, движимого стремлением показать в многообразии и сложности культуры и общества тех, кого зовут людьми каменного века, — охотников, звероловов. Показать освобожденными от расхожих вымыслов и упрощений — как обывательских, так и, казалось бы, «высоконаучных». Показать культуры и общества людей, которые осознанно из поколения в поколение шли «путями своими», создавая уникальные, достойные подлинного удивления и глубокого почтения стили человеческого общежития. Молва несправедлива, а расхожие предрассудки упорны, и «противостоять им приходится полемически» (Салинз 1972: 19). Поэтому в дальнейшем изложении имеется немало научной критики и споров с коллегами, которые ведутся языком, принятым в среде профессионалов — этнологов, или социальных (культурных) антропологов, исследующих сложные проблемы организации и эволюции человеческих обществ.

Афроамериканцы США в 20 веке. Гпава пятая. Негритянская революция.

Обложка книги "Афроамериканцы США в 20 веке." (Нитобург Э.Л.)

Уже в начале 1945 г., по мере того как становилось ясно, что война в Европе шла к концу, среди темнокожих американцев стал расти страх потерять работу в связи с неизбежным по окончании войны переводом экономики на мирные рельсы. Огромная концентрация их к этому времени в оборонной промышленности делала эти опасения весьма реальными. В 1945 - начале 1946 г. в пяти из обследованных Комитетом по обеспечению справедливого найма на работу семи центров военной промышленности гораздо большая доля темнокожих рабочих, чем белых, потеряла работу. Получить же новую темнокожий имел гораздо меньше шансов, чем белый рабочий. В начале 1946 г. комитет практически свертывал свою деятельность и вскоре был ликвидирован. В феврале 1946 г. почти 25% всех заявок на рабочую силу в частном секторе и 10% - на государственную службу несли на себе печать расовой дискриминации1. Уровень безработицы среди темнокожего населения снова стал расти. Если темнокожему американцу и удавалось найти новую работу, то чаще уже не на том квалификационном уровне, что в годы войны. Ясно, что после того обучения, которое он прошел, квалификации и опыта, которые он приобрел за эти годы, даже такой темнокожий американец не был удовлетворен.

Этнографическое исследование в тюрьме. От "роли" заключенного к поискам идентичности осужденного

Полевые исследования оказались длительными, как и последующая работа над их описанием. Причиной тому была сильная эмоциональная составляющая, от которой мне приходилось избавляться в процессе работы. Тем не менее, именно эта эмоциональная вовлеченность позволила мне частично соприкоснуться с карцеральным миром и определить объект моего изучения. Полевые исследования я проводила, общаясь как с тюремным персоналом, так и с заключенными. Я работала вместе с представителями отдела по общественно-воспитательной работе, и тюремный персонал в общей своей массе принимал меня за работающего на месте "стажера-социолога". В результате мне удалось понаблюдать за работой пенитенциарной администрации, изучить различные досье, а также задачи тюремного персонала, и в целом познакомиться с суждениями и взглядами работающих в тюрьме людей. С самими заключенными я встречалась либо в прогулочном дворе, либо в мастерских, либо в залах для занятий... Более длительные индивидуальные беседы с ними я проводила в кабинетах, в которых социальные работники обычно принимают заключенных.

Североафриканская иммиграция во Франции

Большая мечеть Парижа.

Введение

Миграция превратилась в настоящее время в важный фактор современной жизни. Она оказывает заметное влияние на экономическую, политическую, социальную жизнь многих государств, в т. ч. во Франции, где иммигранты или их потомки составляют значительную часть населения. В настоящее время во этой стране более трети всех французов имеют предков-иммигрантов, т. е. тех, кто однажды приехал в страну, чтобы обосноваться там навсегда. Это даёт право говорить, что проблема иммиграции, так или иначе, затрагивает историю многих французских семей.

Легенды и предания о святых, святилищах, об оберегах, атрибутах

Осетинский танец "Цоппай" исполнявшийся в случае смерти человека от удара молнии

Святое место, святилище - является топонимическим объектом: для традиционного осетина в качестве почитаемого, для жителя не традиционно воспитанного или гостя - это точка обозначения местности. Нами собран фольклорный материал, связанный со святилищами Осетии, но теоретического осмысления в полной мере он не получил. Поэтому часть нашего исследования будет посвящена легендам, преданиям, историям наказания за непочитание святилищ, историй происхождения и других различных историй, происходящих со святилищем и в связи с ним, о местности, где находится святилище и т.д.

Pages