Социальные науки

Спиритуальные представления чабанов плато Укок (Алтай)

Плато Укок расположено в районе пересечения государственных границ России, Казахстана, Китая и Монголии на высоте около 2500 м над уровнем моря. Его изрезанный моренами ландшафт высокогорной тундры сформировался под воздействием Великого Оледенения , и с учетом своей специфики, использовался представителями практически всех кочевых народов Центральной Азии с древности до наших дней, о чем свидетельствуют фундаментальные археологические открытия, сделанные экспедициями Института археологии и этнографии СО РАН под руководством В.И.Молодина и Н.В.Полосьмак в период с 1990 по 1995 годы.

История религии

Автор: 

Уже в глубокой древности человек обратил внимание на тот факт, что религия, вера
в Бога или богов — явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных
нужду» — говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48]. «Ты можешь
видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не
видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал
другой великий эллин — Плутарх (45—127). «Из всего множества разнородных тварей,
— пишет Цицерон (106—43) — нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-
либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого,
который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...» [О законах. I, 8].
На древнем Востоке веру полагали самой сердцевиной человеческой личности. В
священнейшем тексте Индии, в Бхагавадгите, «Благой Господь» объяснял царевичу
Арджуне:
О сын Бхараты! Вера тварей сообразна их внутренней сути; человек состоит из
веры: какова его вера — таков он.
[Бхг. 17, 3]

Клод Леви-Стросс: миф о структуре

Автор: 

30 октября в Париже умер философ и антрополог Клод Леви-Стросс — самый известный долгожитель из всех крупнейших интеллектуалов ХХ века. До 101 года ему оставалось чуть менее одного месяца. И когда уже ушли в мир иной все основные постструктуралисты, он — основатель французского структурализма — оставался жить и наблюдать, как порастают плоды его прозрений и ошибок. И нельзя сказать, что это были прозрения и ошибки молодости — к своей главной теории он шел пятьдесят лет, а в 1958 году опубликовал книгу «Структурная антропология», положившую начало философии структурализма; следующие пятьдесят лет он только развивал её частные вопросы. И если представить себе, какое значение имела эта теория для европейской культуры последних десятилетий, то можно прямо сказать, что умер один из основных и, возможно, невольных идеологов постмодерного мира.

Институт Африки Российской академии наук

Институт Африки РАН

Институт Африки РАН (ИАф РАН) – научно-исследовательское бюджетное учреждение в составе Российской академии наук (РАН), ведущий центр российской африканистики. Уже более полувека научные сотрудники Института занимаются исследованием исторических, социально-политических, экономических, этнокультурных проблем нескольких десятков независимых государств, появившихся на Африканском континенте в результате крушения колониальной системы. За этот период была создана солидная научная база развития советско-африканских, а впоследствии российско-африканских отношений. Научные сотрудники, в разные годы работавшие в Институте Африки, внесли весомый вклад в развитие отечественной африканистики, имена многих из них хорошо известны в мировых центрах по изучению Африки.

К вопросу о прогнозировании арабских революций 2011 г.

В 2010-2011 гг. произошли революции (антиправительственные массовые политические выступления) в странах Ближнего Востока - Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне, Алжире, Иордании, Марокко, Сирии. Данные массовые политические движения на Ближнем Востоке привлекли внимание множества социологов, политологов, специалистов по международным отношениям.

Толерантность: нейтральность или определённость?

Все чаще озвучиваются в мире мнения о фиаско концепции толерантности как всеобщей терпимости и лояльности. Последний, «свежий» пример – это реакция на широкомасштабные молодежные выступления в ряде стран. Толерантность как значимое качество личности и социума была и продолжает оставаться ориентиром и в нашей стране, вспомним о широкомасштабных федеральных целевых программах, а также об огромном количестве программ и мероприятий размахом поменьше.

Сербская диаспора в мире: ресурс влияния Белграда

Что же представляет собой сербская диаспора, о существовании которой после провозглашения независимости Косово с изумлением узнал мир?
На сегодняшний день вне Сербии, по различным данным, проживают от 2 до 4 миллионов сербов и действуют более 1300 различных национальных сербских объединений. По всему миру сербскими общинами в общей сложности выпускаются около 500 различных газет и журналов общим тиражом около 300 000 экземпляров. Это, так сказать, количественные показатели. Но какое за ними скрывается качество?

Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии

Рис. 1. Примирение кровников в селении Сурхахи Назрановского района.

Кровная месть еще сохранилась на территории России преимущественно среди народов Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни. Вместе с тем убийства, совершаемые по мотиву кровной мести, встречаются не только в регионах Российской Федерации, но и во многих странах мира, например в Греции, Албании, Сербии, Италии, на Корсике, в Японии, в странах Ближнего Востока. Этот древний обычай общинно-родового строя также бытует на территории Туркмении, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Татарстана, Грузии, Абхазии, Азербайджана.

Очерк 4. Инновационная модернизация и политическая система. Инновационная модернизация России. Политологические очерки.

В настоящем очерке доказывается, что России сегодня нужна не просто модернизация, а «инновационная модернизация», меняющая сам тип социально-экономического развития общества и требующая коренной трансформации существующей политической системы.

Очерк 3. Проблемные узлы инновационного развития. Инновационная модернизация России. Политологические очерки.

В общественном сознании политически ангажированной публики прочно угнездилась ныне ориентация на глубокий ремонт сложившихся общественных структур. Иногда его именуют инновационным развитием, иногда модернизацией. Но чаще всего оба эти слова произносят на одном дыхании, как бы через запятую. Дискуссии на эту тему занимают видное место в публикациях, претендующих на серьезность.

Очерк 1. Возможности и перспективы инновационного развития России в глобализирующемся мире. Инновационная модернизация России. Политологические очерки.

Тема «инновационное развитие общества» находится сегодня в центре общественного внимания. И дело не в очередной моде. За этим скрывается стремление понять смысл качественных сдвигов в развитии современного общества; понять и адаптировать жизнедеятельность, образ жизни и взаимоотношения людей к содержанию и ритму все более быстрых перемен; научить их свободно ориентироваться в этом стремительном потоке и направлять его в русло мира и благоденствия.

Научные воззрения Дж. Г. Мида в курсе истории и теории социологии

Автор монографии "Джордж Герберт Мид - философ, психолог, социолог" делится опытом преподавания идей американского мыслителя грани XIX - XX веков в курсе истории мировой теоретической социологии. Наряду с содержанием подачи учебного материала подняты вопросы ценностных оснований социологического дискурса, тестовых методик и требований, предъявляемых к университетскому образованию сегодня.

Явление России в Пикалево

В статье с применением метода кейс-стади анализируются события в г. Пикалево, в которые вовлечены субъекты (акторы) от наемных работников до председателя правительства. Отражаются типичные и специфические черты действий (взаимодействий) социальных акторов, изменения в их поведении, факторы различного уровня и характера.

Смертная казнь: варварство или справедливость?

Цель авторских размышлений - рассмотреть одну из наиболее острых и широко дискутируемых социально-правовых проблем; взвесить аргументы как сторонников, так и противников смертной казни. Либеральная общественность усматривает в высшей мере наказания реликт варварства, антигуманизма и чуть ли не звериной жестокости, а большинство населения расценивает ее не иначе как проявление высшей справедливости.

Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте

Предложена трактовка социальной стратификации, включающая морфологический (доход, образование, власть) и дискурсивно-символический (престиж, значимость, статус) аспекты. На данных исследования показана динамика дискурсивно-символической трансформации основных социально-профессиональных групп отечественного социума в конце XX - начале XXI веков.

Интервью В.В. Наумкина "Голосу России", 15.01.2011

Какие политические уроки необходимо вынести из ситуации в Тунисе, страны, сорвавшейся в омут гражданского хаоса и насилия, размышляет директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин
Беспорядки в Тунисе стали самыми масштабными в этой стране за последние двадцать лет. По разным данным уже погибли от 25 до 70 человек.

Исследование практик через обучение в социальной антропологии

В данной статье я коснусь методологических вопросов, связанных с возможностями исследовать коллективные практики, порождающие основу конкретного социального порядка. Датский антрополог Кирстен Хаструп, на мой взгляд, наиболее удачно сформулировала современные проблемы и возможности социальной антропологии.

Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия

Автор: 

Арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет по разным оценкам свыше 5 млн. чел. (население Франции на 2008 г. насчитывает 64,5 млн. чел.). Большинство ее составляют выходцы из стран Магриба (свыше 82%). Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. Тем не менее многие мусульмане привержены традициям своей религии и культуры. Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. Мусульманская община во Франции располагает своими профессиональными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. В процессе социо-культурного развития во французской мусульманской общине возникло несколько направлений восприятия и практики ислама.

Социальные характеристики Санкт-Петербурга и Шанхая в начале XXI века (М.: Институт социологии РАН, 2010. – 120 с.)

Классовая структура Шанхая и Санкт-Петербурга

В настоящем бюллетене представлены результаты сравнительного исследования населения крупных городов России и Китая (Санкт-Петербург и Шанхай). Проведенное исследование позволяет выявить сходства и различия в социальной структуре, системе социального расслоения двух городов, возможностях и условиях социальной мобильности, а также сравнить отношение граждан к социальным последствиям различных по скорости и воплощению проводимых реформ, их ценностные предпочтения. Исследование проведено Институтом социологии РАН и Институтом социологии Шанхайской академии социальных наук по единой методике и базировалось на репрезентативных случайных выборках населения двух городов (в Санкт-Петербурге размер выборки составлял 1300 человек, в Шанхае – 1600). Опросы населения в двух городах проводились в период июль – сентябрь 2008 г., до начала финансового кризиса, что позволяет говорить о корректности сопоставления сравнительных данных.

Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни

Аннотация. Обсуждаются вопросы роли и места СМИ в формировании российской культуры, информационной политики российского государства. Показана ошибочность ориентации на рыночные механизмы регулирования деятельности СМИ, неравнозначные общественному контролю и участию. Целесообразно пересмотреть сложившееся ныне их понимание как коммерческих предприятий в первую очередь.

Демографическая повестка XXI века: теории и реалии

Автор: 
Доля внебрачных рождений и ожидаемая продолжительность жизни в субъектах РФ

Аннотация. Рассматривается возможное развитие демографической теории на основе концепции многообразия современности (multiple modernities). Данная концепция лучше объясняет причины возникновения синкретических феноменов, характерных для демографического развития в наступившем столетии. Критически оценивается опыт применения теории второго демографического перехода в исследовании процессов формирования семьи в незападных обществах. Анализируется концепция третьего демографического перехода, раскрывается роль последнего как процесса, исключающего всеобщность второго демографического перехода даже в его эпицентре - глобальных городах. Сделан вывод о том, что парадигма многообразия современности создает более широкую теоретико-методологическую основу для исследования демографических проблем России, чем теории перехода.Аннотация. Рассматривается возможное развитие демографической теории на основе концепции многообразия современности (multiple modernities). Данная концепция лучше объясняет причины возникновения синкретических феноменов, характерных для демографического развития в наступившем столетии. Критически оценивается опыт применения теории второго демографического перехода в исследовании процессов формирования семьи в незападных обществах. Анализируется концепция третьего демографического перехода, раскрывается роль последнего как процесса, исключающего всеобщность второго демографического перехода даже в его эпицентре - глобальных городах. Сделан вывод о том, что парадигма многообразия современности создает более широкую теоретико-методологическую основу для исследования демографических проблем России, чем теории перехода.

«Поколение «нулевых»: социальные настроения, мировоззренческие установки и поведенческие практики»

Если не брать в расчет качества, присущие молодым людям во все времена, поколение «нулевых» не имеет каких-то ярко выраженных отличительных черт, а те которые есть, обусловлены, главным образом, особенностями жизни страны последнего десятилетия.

Десять лет без права на склероз - член-корр. РАН, директор Института социологии РАН Михаил Горшков - о "социальном самочувствии" граждан России

График  - как, по самооценкам россиян, в целом складывается их жизнь.

У нас фундаментальную науку и прессу всегда разделяла, может, не пропасть, но этакий оборонительный ров - точно. Но как показал совместный проект "РГ" и ИС РАН, итоги научных исследований прекрасно поддаются изложению в газете и вызывают острый интерес. Проблема скорее в том, что за долгие годы мы так и не привыкли, что "наука" (а уж тем более социологическая) - не вещь в себе, а то, что касается всех нас. Немыслимо создавать глобальные программы или экономические доктрины, не понимая, ради кого это все делается, какой отклик встретит в обществе.

Младенческая и детская заболеваемость и смертность в России в условиях глобальных экологических изменений

Младенческая смертность в первой половине XX века в ряде стран (по годам).

Одним из факторов глобальных экологических изменений являются мировые войны. Проблема эта мало изучена в литературе. Однако она актуальна, особенно в настоящее время, поскольку ведет к тяжелейшим демографическим кризисам и катастрофам. Лакмусовой бумагой ухудшения демографической ситуации всегда служат показатели детской и особенно младенческой заболеваемости и смертности.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Миграция русских в Черногорию в начале XXI-го века

С начала XXI в. русские интенсивно покупают недвижимость в Черногории, в первую очередь на побережье и все интенсивнее в горах. Речь может идти о миграции русских как в контексте глобального, так и русско-черногорского феномена. Интенсивное строительство жилых домов приводит к численным изменениям на локальном уровне и экономического укрепления населения. Непосредственные наблюдения на местности и многочисленные публикации в средствах массовой информации привлекли мое внимание как исследователя к проблеме нового вида миграций из России в Черногорию.

Очерк. 23. Игровой «дом» в контексте современных детских игровых практик

Дети, играющие «в семью» на обочине дороги напротив своего дома.

Детские игровые практики являются хорошим примером живучести традиции, ее способности адаптироваться в современных условиях, мимикрировать к наиболее устойчивым образам массовой культуры1. Данная статья посвящена современным модификациям детских ролевых игр «в дом» и «в семью», в ходе которых принято сооружать специальные игровые «домики»: «шалаши», «будки», «клетки». Особое внимание в данной статье уделено широко распространившейся в последние десятилетия практике сооружения детских игровых домиков на деревьях.

Современное мифотворчество: почему так живуч миф о матриархате?

Битва греков с амазонками. Барельеф на античном саркофаге.

Миф изначально присущ человеческому мышлению как форма познания объективной действительности. В свое время русский философ А.Ф.Лосев привел мифологический способ познания реальности к хорошо известной сегодня формуле: «Миф – это совершенно необходимая категория жизни и мысли, далекая от всякой случайности и произвола» ( Лосев А.Ф. Самое само. Сочинения. 1999. С.210). Именно поэтому так называемые классические мифы не сочинялись каким-либо конкретным автором, а формировались спонтанно, «обкатываясь» в коллективном сознании множества поколений людей.

Мультикультурализм

Статья "мультикультурализм"

Термин «мультикультурализм» плохо воспринимается во Франции, где соответствующий феномен часто рассматривается как угроза раскола современных демократических обществ, основанных на желании граждан жить вместе, на множество этнических общин, жестко определенных, замкнутых внутри себя и отрицающих личную свободу и общечеловеческие ценности.

Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы.

Вик-мункан. Ральф Пеинкина.

Лежащая перед вами книга — это плод многолетних усилий автора, движимого стремлением показать в многообразии и сложности культуры и общества тех, кого зовут людьми каменного века, — охотников, звероловов. Показать освобожденными от расхожих вымыслов и упрощений — как обывательских, так и, казалось бы, «высоконаучных». Показать культуры и общества людей, которые осознанно из поколения в поколение шли «путями своими», создавая уникальные, достойные подлинного удивления и глубокого почтения стили человеческого общежития. Молва несправедлива, а расхожие предрассудки упорны, и «противостоять им приходится полемически» (Салинз 1972: 19). Поэтому в дальнейшем изложении имеется немало научной критики и споров с коллегами, которые ведутся языком, принятым в среде профессионалов — этнологов, или социальных (культурных) антропологов, исследующих сложные проблемы организации и эволюции человеческих обществ.

Pages

Subscribe to RSS - Социальные науки