Этнография

Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников

Автор: 
Костюм воительниц «мужского» типа из святилищ Устюрта (по С.А. Яценко, рисунок Б.Т. Цогоева).

Тема воительниц у ранних кочевников имеет немало сложных аспектов. Сегодня многое остается непонятным как в интерпретации археологических материалов по ним, так и в соотношении этих данных с краткими сообщениями древних авторов [1]. Нашу задачу осложняют нарушение уже в древности подавляющего большинства таких комплексов и, напротив, отсутствие аналогий деталям немногих хорошо сохранившихся погребений. Достоверных определений пола и возраста предполагаемых женщин-воительниц также очень мало. К сожалению, могилы, где костюм воительниц представлен большим количеством сохранившихся элементов, очень редки.

Власть и фотография: визуальная репрезентация в имперской рамке

Автор: 

Фотография была колониальным взглядом, так как снимали Среднюю Азию главным образом русские (или европейские путешественники), которые имели собственные цели в регионе и собственный взгляд на него. Одним из первых проектов создания максимально полного колониального фотографического образа завоеванного региона был «Туркестанский альбом», известный так же, как альбом Кауфмана или альбом Куна. Съемка была сделана в 1871–1872 годах, 1235 отобранных снимков (не считая рисунков и карт) были сгруппированы в шесть томов и разбиты на четыре темы: этнография, история завоевания, промыслы, археологические древности.

Спиритуальные представления чабанов плато Укок (Алтай)

Плато Укок расположено в районе пересечения государственных границ России, Казахстана, Китая и Монголии на высоте около 2500 м над уровнем моря. Его изрезанный моренами ландшафт высокогорной тундры сформировался под воздействием Великого Оледенения , и с учетом своей специфики, использовался представителями практически всех кочевых народов Центральной Азии с древности до наших дней, о чем свидетельствуют фундаментальные археологические открытия, сделанные экспедициями Института археологии и этнографии СО РАН под руководством В.И.Молодина и Н.В.Полосьмак в период с 1990 по 1995 годы.

Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции.

Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции. Сборник статей. Сэфер. Академическая серия. Выпуск 17. М., 2007.

Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования.

Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Издательство "Наука", 1982.

Институт Африки Российской академии наук

Институт Африки РАН

Институт Африки РАН (ИАф РАН) – научно-исследовательское бюджетное учреждение в составе Российской академии наук (РАН), ведущий центр российской африканистики. Уже более полувека научные сотрудники Института занимаются исследованием исторических, социально-политических, экономических, этнокультурных проблем нескольких десятков независимых государств, появившихся на Африканском континенте в результате крушения колониальной системы. За этот период была создана солидная научная база развития советско-африканских, а впоследствии российско-африканских отношений. Научные сотрудники, в разные годы работавшие в Институте Африки, внесли весомый вклад в развитие отечественной африканистики, имена многих из них хорошо известны в мировых центрах по изучению Африки.

Опыт исследования коммуникативного взаимодействия, опосредованного видеотехнологиями

Edison's telephonoscope

Изобретение телефона незамедлительно спровоцировало фантазию об аппарате, который бы передавал не только звук (голос), но и изображение, обеспечивающее визуальный контакт с собеседником. Бурное развитие телевизионных технологий в 1960–1980-х гг. дополнительно подогрело фантазию о возможности дистанционного аудиовизуального контакта. Особый практический интерес к этому виду связи продемонстрировали развивающиеся интернациональные компании, которые надеялись при помощи новых коммуникаций сократить расходы на деловые командировки. Некоторые крупные фирмы выделили из своего бюджета значительные суммы на исследование и разработку видеотехнологий и затем на установку нового дорогостоящего оборудования. Но, увы, несмотря на довольно разнообразную палитру предложений — от настольного видео (desktop video) до специально оборудованных помещений (media spaces) — новейшие технологии не принесли ожидаемого результата. По тем или иным причинам пользователи негативно отзывались об опыте общения во время телеи / или видеосеансов, определяя коммуникацию через экран как более формальную, холодную, неспособную передать эмоции, и, как только появлялась возможность выбора, предпочитали личный контакт.

В чем же проблема? Почему введение экрана настолько усложняет сотрудничество? Почему разговор, опосредованный телефонным аппаратом, оказывается гораздо менее проблематичным, чем беседа через видеоканал? Ответить на эти вопросы пытаются специалисты из разных областей — менеджеры и инженеры, социологи и историки, лингвисты и антропологи.
Основная цель данной статьи — продемонстрировать на конкретном примере, а именно — на примере изучения видеокоммуникаций, методологию современных прикладных исследований. Методология в данном случае понимается максимально широко и включает круг поставленных исследовательских проблем, варианты полевой работы, теоретические подходы, использованные при анализе данных, выводы и практические рекомендации, сделанные на основе полевого исследования. Важной задачей я также считаю представить русскоязычному читателю французскую школу прикладной антропологии, сформировавшуюся на стыке социальной психологии, эргономики, антропологии и микролингвистики, а также дать соответствующую библиографию.

Географическое общество. Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (150 лет со дня образования)

Автор: 
Библиотека Русского Географического общества, 1916 г.

В 1845 г. в Санкт-Петербурге было основано Русское географическое общество, ставшее четвёртым географическим обществом в мире. С первых лет своего существования Общество развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительскую деятельность. Исследования, проводимые его членами, внесли большой научный вклад в изучение Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, а также многих других регионов мира.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской АО, несмотря на ее многонациональный состав, отличается значительно большей стабильностью, чем в некоторых других районах Кавказа, например Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР, не говоря уже об Абхазии и НКАО.

В то же время в регионе можно отметить моменты, свидетельствующие о существенной культурной неудовлетворенности местных народов, о напряженности в национальной сфере при решении кадровых вопросов.

Национальная и межэтническая ситуация в области расселения ногайцев «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Общая численность ногайцев составляет по разным подсчетам от 60 до 80 тыс. человек. Ногайцы расселены в области Ногайской степи – Ставропольский край. Дагестанская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Астраханская область. Почти все районы, где живут ногайцы, характеризуются сходными почвенно-климатическими условиями. Большая часть Ногайской степи – естественные пастбища. Земледелие здесь имеет второстепенное значение, несколько увеличившееся после строительства в 1958 г. Терско-Кумского канала.

К истории и этнографии сарыкольцев и ваханцев Китая (по материалам экспедиции МИЦАИ в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР)

Автор: 

Международный Институт Центральноазиатских исследований (МИЦАИ)1 был учрежден в результате работы большой программы ЮНЕСКО «Комплексное изучение Шелкового пути - Пути Диалога» - главного проекта десятилетия по культурному развитию в мире (1987-1997 гг.). Идея создания Института возникла во время работы международной научной экспедиции, организованной в рамках этого проекта и проходившей по степному маршруту Центральной Азии. Вслед за официальным учреждением МИЦАИ 5 июля 1995 г.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Современное мифотворчество: почему так живуч миф о матриархате?

Битва греков с амазонками. Барельеф на античном саркофаге.

Миф изначально присущ человеческому мышлению как форма познания объективной действительности. В свое время русский философ А.Ф.Лосев привел мифологический способ познания реальности к хорошо известной сегодня формуле: «Миф – это совершенно необходимая категория жизни и мысли, далекая от всякой случайности и произвола» ( Лосев А.Ф. Самое само. Сочинения. 1999. С.210). Именно поэтому так называемые классические мифы не сочинялись каким-либо конкретным автором, а формировались спонтанно, «обкатываясь» в коллективном сознании множества поколений людей.

Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы.

Вик-мункан. Ральф Пеинкина.

Лежащая перед вами книга — это плод многолетних усилий автора, движимого стремлением показать в многообразии и сложности культуры и общества тех, кого зовут людьми каменного века, — охотников, звероловов. Показать освобожденными от расхожих вымыслов и упрощений — как обывательских, так и, казалось бы, «высоконаучных». Показать культуры и общества людей, которые осознанно из поколения в поколение шли «путями своими», создавая уникальные, достойные подлинного удивления и глубокого почтения стили человеческого общежития. Молва несправедлива, а расхожие предрассудки упорны, и «противостоять им приходится полемически» (Салинз 1972: 19). Поэтому в дальнейшем изложении имеется немало научной критики и споров с коллегами, которые ведутся языком, принятым в среде профессионалов — этнологов, или социальных (культурных) антропологов, исследующих сложные проблемы организации и эволюции человеческих обществ.

Феномен щегольства в русской деревне конца 19-начала 20вв.

Русская деревня

На «культуру щегольства» при изучении русского дворянства обратил внимание Ю. М. Лотман. Он призывал не подходить к анализу данного явления с позиций его критиков.2 Рассмотрение распространения среди россиян европейского «платья» в контексте теории диффузии дает возможность увидеть в «уродливой социальной аномалии» позитивный смысл и объяснить, с помощью щегольства пути заимствования новинок в одежде не только привилегированными модниками, но и народными (прежде всего крестьянскими) массами.

Легенды и предания о святых, святилищах, об оберегах, атрибутах

Осетинский танец "Цоппай" исполнявшийся в случае смерти человека от удара молнии

Святое место, святилище - является топонимическим объектом: для традиционного осетина в качестве почитаемого, для жителя не традиционно воспитанного или гостя - это точка обозначения местности. Нами собран фольклорный материал, связанный со святилищами Осетии, но теоретического осмысления в полной мере он не получил. Поэтому часть нашего исследования будет посвящена легендам, преданиям, историям наказания за непочитание святилищ, историй происхождения и других различных историй, происходящих со святилищем и в связи с ним, о местности, где находится святилище и т.д.

Ханты и манси. Культ лягушки у хантов и манси (фрагмент монографии "Ханты и манси. Взгляд из XXI века")

Во время экспедиции на р.Куноват (пос.Лопхари и Шишинги) в 1972 г. в одном доме на чердаке обнаруживаем на полу связку платков и лоскутков ткани, три самодельных платка с бахромой, семь квадратных кусков ткани, по–видимому, жертвенных платков. Еще пять лоскутков ткани разных размеров связаны вместе полоской материи. В уголках платков и кусков ткани завернуты монеты. 12 монет выпущены между 1850 и 1905 гг., а две выпуска 1937 г. Тут же находим белый короткий халат, очевидно маскировочный, охотничий, на нем следы крови жертвенного животного. Но самое интересное–завернутое в кусок шелковой ленты зооморфное изображение. Оно сделано из олова, похоже на лягушку, особенно голова, но сильно стилизовано. На брюшке видны поперечные полосы, чуть намечены лапки. На иттарму (куклу-- вместилище души покойного) это не похоже – на ней нет одежды. На иттарме всегда надета зимняя одежда. Но следов иттармы нигде на чердаке нет. Неужели это изображение духа–покровителя?

Народное сознание и культура севернорусского населения

Проблема народного сознания русских, как и «русский вопрос» в целом, стала особенно актуальной в нашей действительности, когда активизировалось проявление этнического и других видов сознания всех народов России и бывшего СССР. Эта проблема в отношении русского народа стала особенно острой и крайне необходимой для современного научного этнографического рассмотрения, ибо оно слишком долго «молчало», когда заходила речь об исследовании разных аспектов этнокультурного развития русских. Предпочтение отдавалось изучению других, «братских» народов, населявших наше отечество. Предполагалось, что русские – наиболее изученный народ России, и в его статусе, жизни и развитии все «устоялось», все понятно, и обращать особое внимание на все это нет нужды.

Праздник “барана” в деревне Б. Будогощь

Летом 1923 г. Географическим институтом была организована поездка в б[ывшую] Череповецкую губернию для собирания этнографических материалов. Участникам поездки (мне и Л. Б. Панек) пришлось натолкнуться там на остатки языческого обряда жертвоприношения барана. Обряд этот заключается в том, что в день Успения, 15 августа ст. ст., в д. Б. Будогощь собираются окрестные жители и приводят баранов, которых тут же режут и варят, а затем раздают мясо всем присутствующим. Приношения эти делаются по “завету”, т. е., если у какого-либо крестьянина пропала или заболела овца, он дает обещание в случае возвращения животного пожертвовать его на праздник “барана”.

К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси

Нами собраны материалы о каменных крестах Новгородской, Псковской, Ростовской, Тверской, Владимиро-Суздальской и Московской земель. На каждой из перечисленных территорий существовали свои особые традиции изготовления каменных крестов, появляющихся в разное время и имеющих разное назначение. Ниже мы приведем сведения о наиболее ранних памятниках, и попробуем проследить динамику их распространения. Самые ранние каменные кресты немногочисленны, и, в основном, имеют новгородское происхождение. При этом сам Новгород, несомненно, превосходит все остальные города средневековой Руси по количеству известных каменных крестов. Многие из них сохранились благодаря местонахождению в стенах церквей, о других известно по письменным источникам, часть не сохранившихся до настоящего времени памятников была исследована и опубликована в XIX – начале XX вв. И.А. Шляпкиным, А.А. Спицыным, П.П. Покрышкиным, И.И. Срезневским.

Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX—XX вв.

Первоначально почитаемые кресты могли быть как надгробиями, так и обетными памятниками. Вообще же о функциях каменных крестов в народной культуре средневековья известно немного, прежде всего, из-за небольшого количества памятников с надписями, позволяющими определить причину их установки, а также из-за того, что письменные источники (летописи, грамоты, писцовые книги и т. п.), как правило, упоминают лишь каменные кресты, служившие ориентирами (например, летописный Игнач крест) или межевыми знаками. При этом надо отметить, что надписи на крестах часто подвергаются различным интерпретациям — в зависимости от того, какие цели ставит перед собой исследователь.

Календарь и народная квазиагиография

Автор: 

Народный календарь представляет собой систему, содержащую в "свернутом" виде народное знание, относящееся к целому ряду сфер человеческой жизни и деятельности: религиозной, хозяйственной, природной и др. Представления о святых в том виде, в каком они содержатся в наименованиях праздников и – шире – в паремийных текстах, в которые названия нередко оказываются включены и в которых они как правило бытуют (поговорки: Пришел Илья, наделал гнилья [КА, Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенск, зап. от А.А. Шабуниной, 1922 г.р., род. в с. Хотеново Каргопольского р-на, жив. в г. Каргополь]; приметы: С Ерофея холода сильнее [Некрылова, 2004, с. 167]; запреты или предписания: Сяты Андрэй, конопли сей [Толстая, с. 340]), - существенно отличаются от представлений о святых в посвященных им нарративах.

Сакральная география Каргополья. Монастыри

Автор: 

Работа основана в основном на записях из архива Каргопольской фольклорной экспедиции РГГУ, работающей в указанном регионе с 1993 г. и систематически обследующей все населенные пункты. К настоящему времени обследовано почти все Каргополье. В каждом из сел проводится опрос значительного количества информантов (от 30 до 70% и более) всех возрастов, что позволяет составить репрезентативную картину распространения разного рода этнокультурной информации и ее динамики во времени. Сведения, касающиеся сельских святынь, относятся к периоду начиная с середины ХХ в. и вплоть до настоящего времени.

Сюжеты шорских эпических сказаний о богатыре Кара-Хане1 [1]

Автор: 

В литературе неоднократно отмечалась важность существенного расширения источниковой базы для изучения шорского героического эпоса. Это пожелание очевидно, особенно если учитывать крайне незначительное количество опубликованных эпических текстов. Всего ранее было опубликовано лишь 20 полных самостоятельных сюжетов: четыре – Г.Ф. Бабушкиным на шорском языке (Бабушкин 1940), четыре – Н.П. Дыренковой на шорском и в переводе на русский язык (ШФ 1940) и еще один текст из собрания исследовательницы был опубликован мною на русском языке (Дыренкова 1999), пять ранее неизвестных текстов были изданы на русском языке в литературной обработке А.И. Смердова (Ай-Толай 1948), два эпических сказания опубликованы А.И. Чудояковым на шорском и в переводе на русский язык (ШГС 1998), еще одно сказание на шорском языке помещено нами в одном из предыдущих номеров этого бюллетеня (Турушпанов 2003) и, наконец, в 2008-09 гг. на шорском и в переводе на русский язык появились еще три эпических текста (Духовная Шория 2008: 32-239; Токмашов 2007; 2009).

История зарубежной этнографии

Авторы : 

Могут быть разные пути к овладению той или иной наукой. один путь—конкретно-индуктивный: отправляясь от эмпирических наблюдений каких-то частных фактов и постепенно их расширяя и обобщая, доходить до формулировки основных категорий науки и до постановки ее общих проблем. Другой путь—как раз обратный, дедуктивно-систематический: начиная с общих определений, с установления места дайной науки среди других наук и основных ее понятий (как они сложились при настоящем состоянии .научных знаний), двигаться в сторону большей их конкретизации, наполнять их все более обильным. фактическим материалом и приближаться к максимально полному овладению всем богатством знаний в данной сфере бытия. Но есть еще и третий путь—исторический, а точнее—историографический: постараться проследить шаг за шагом, как складывалась постепенно сама .наука, как нарастали, начиная с древности, фактические знания в данной области и как на основе достигнутого возникали различные обобщения, строились и сменяли друг друга общие концепции.

Основные тенденции постсоветской этнокультурной политики в республике Алтай

Автор: 

Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации, затронувший в той или иной мере все страны мира и входящие в них социоисторические организмы, ведет к унификации практически всех областей жизни населяющих их народов, в том числе и их культуры. В Российской Федерации есть регионы, в которых проживают различные этносы с частично сохранившейся этнической культурой – это, в первую очередь, Сибирь и Северный Кавказ. Проблема сохранения, возрождения или модернизации этнической культуры является частью национальной и культурной политики нынешней российской администрации. Нужно ли создавать для этнических регионов специальные программы по сохранению и возрождению этнических культур, если процесс культурной глобализации неизбежен? Какова роль федеральных и местных (республиканских) учреждений культуры в процессе формирования современного культурного социума?

В предлагаемой работе, основанной на собранных в 2001 г. этнографических материалах, а также данных из архивов районных отделов культуры, будут рассмотрены принципы формирования современной этнокультурной политики в республике Алтай.

В республике Алтай, по данным на 1998 г., проживает около 30 % алтайцев, 60 % русских и 5,6 % казахов. Алтайцы не представляют собой единого этноса: есть северные алтайцы. К ним относятся тубаралары, кумандинцы, челканцы, шор-цы1. Есть южные алтайцы – это алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Самый многочисленный субэтнос алтайцев – алтай-кижи. Статус малочисленных народов официально закреплен за кумандинцами, челканцами, тубаралами и телеутами.

Единство и многообразие культур (обзор энциклопедии "Народы и религии мира")

Автор: 

Этнология, или социально-культурная антропология, как наука о человеке и обществе была с момента своего возникновения в 19 в. ориентированной главным образом на изучение "малых" обществ, в которых культурные и социальные институты и их взаимодействия более различимы и объясняемы. С тех пор человечество достигло такой стадии своей эволюции, что почти невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов и более широкой общественной среды, существующей в отдельных странах, регионах и в мире в целом. Однако именно эта тенденция глобализации и повсеместных культурных взаимодействий делает особенно значимым интерес к культурной отличительности, которая далека от того, чтобы уступить своё место унифицированной "массовой культуре". Культурное многообразие современных гражданских наций даже увеличивается, и составляющие их народы находят всё больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик.

Шаманство

Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.
Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.

Жизнеобеспечение и адаптивная стратегия эвенков в конце xx века (север Туруханского района Красноярского края).

Многие исследователи, признавая важность сохранения традиционной хозяйственной деятельности народов Севера на современном этапе, высказывают пессимистические соображения по поводу перспектив ее дальнейшего функционирования. Отмечается, что существование людей за счет традиционного хозяйства в современных условиях исключительно рыночных отношений осложнено невозможностью получения от него необходимых доходов, а также просто отсутствием возможности выжить. Важная причина такому положению дел кроется в том, что “традициях северных народов никогда не было производства продукции на рынок”82. Более того, во многих регионах проживания коренных народов рыболовство и охота вовсе не являются основными занятиями и не могут быть источником жизнеобеспечения83. Другие авторы полагают, что традиционное природопользование необходимо развивать на основе приоритетной государственной поддержки84. С этим трудно не согласиться, но государство далеко не всегда желает или оказывается в состоянии это сделать.

Народы севера Иркутской области

Автор: 

Работа посвящена народам Севера – эвенкам и тофаларам, которые живут в административных границах Иркутской области. Ранее мной были опубликованы работы по народам Севера Магаданской области и родовым общинам народов Севера в республике Саха (Якутия). Все они представляют собой предварительный результат исследования этнографических и социокультурных изменений последних десяти лет в Сибири и на Дальнем Востоке.

Pages

Subscribe to RSS - Этнография